На советских позициях попадаются парфюмерные флакончики на крышках которых две буквы Т и Ж. Вот на днях попался подобный.
Поискал на просторах интернета информацию по производителю и нашёл следующее: ТЭЖЭ - по разным источникам "Трест эфира жировых эссенций", или "Трест Жиркость", или "Трест Жировой". Считалось, что слово-название звучит "на французский манер", "отличается привлекательным парфюмерным запахом". "...На губах ТэЖэ, На щеках ТэЖэ, На бровях ТэЖэ. Целовать где же?" Сразу после революции все парфюмерные фабрики были национализированы и переориентированы на выпуск мыла для красноармейцев. Все, что касалось ухода за собой, помимо самых естественных гигиенических потребностей — помыться да причесаться, было объявлено пережитками. Все прежние "буржуйские" заводы получили порядковые номера и превратились в мыловарни. Такой печальной участи не избежал в 1918 году и знаменитый Брокар. Одну из крупнейших европейских парфюмерных фабрик назвали Пятым мыловаренным заводом и обязали выпускать только один вид продукции, но с приходом в 1921 году НЭПа отношение людей к парфюмерии стало меняться. Все мыловарни, жаждущие расширить номенклатуру, объединили в трест Жиркость, более известный нам как ТэЖэ.
Время ароматов ушло из России навсегда. Пришло время народного хозяйства и аббревиатур. В 1922 году, чтобы навести порядок в парфюмерно-косметической сфере, было создано Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость) Московского Совета народного хозяйства – легендарное ТЭЖЭ, начальником которого была назначена жена Молотова Полина Жемчужина. Такой же объединяющий трест (ЛЕНЖЕНТ) был создан в Ленинграде. С 1925 года ТЭЖЕ именуется, как Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (до 1929 года). На протяжении 30-х годов ТЭЖЭ постоянно меняет свою принадлежность и претерпевает некоторые изменения в названии, из- за этих перемен и невозможности точно расшифровать аббревиатуру, название ТЭЖЭ обрастает всяческими народными расшифровками, типа - «тело женщины», «тайны женщины» и т.д. На самом деле, все обстояло довольно прозаично - с 1929 по 1930 год это трест Московского областного Совета народного хозяйства. В 1931 году - Государственный трест высшей парфюмерии, жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского областного Совета народного хозяйства, а с1931 –по 1933 год уже Московский городской трест высшей парфюмерии Московского городского Совета народного хозяйства, в 1933 -34 годах Московский городской трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Исполкома Моссовета. И, наконец, с 1934 по 36 годы - Государственный союзный трест высшей парфюмерии, жировой, мыловаренной и синтетической промышленности Главного управления маслобойно-жировой и парфюмерно-косметической промышленности Наркомпищепрома СССР. Аббревиатура ТЭЖЭ при этом остаётся неизменной. В том же 1936 году появляется Главное управление парфюмерно-косметической и эфиро-масличной промышленности (Главпарфюмер) Минпромпродтоваров СССР, именуемое так до1956 года. На парфюмерно-косметической продукции по-прежнему ставят аббревиатуру ТЭЖЕ, но уже под «Главпарфюмером». До ароматов ли, при такой канцелярии! В первые годы советской власти, еще зачастую использовали флаконы, сделанные по старым формам, бывало, что на отлитые по новым советским формам флаконы наклеивались старые этикетки. Оставались прежними и наименования многих товаров, привычных для покупателя. Среди парфюмерных изделий такими были духи «Кармен», «Букет моей бабушки», «Магнолия», «Мои Грёзы» и др. Флаконы можно было использовать и как агитационный материал. На этикетках советских духов появлялись знамена и ленты, колосья, пятиконечные красные звезды, серп и молот, изображения рабочего и колхозницы, а также изображения новых советских девушек: спортсменок, колхозниц, ударниц и т.д. Популярными были изображения Кремля. К оформлению этикеток и к дизайну флаконов в 20—30-е годы привлекались известные художники: С. Чехонин, А. Родченко, А. Мандрусов, К. Юон, А. Дейнека, В. Конашевич, И. Фомина и др. В СССР сохранялась старинная технология изготовления футляров для парфюмерии и косметики. Объемные клееные футляры с богатой шелковой драпировкой внутри и с фигурным «гнездом» для флакона до конца 60-х годов существовали как характерная деталь советского стиля. Флаконы с одеколоном и духами, как очень модные в советские времена фарфоровые фигурки приравнивались к предметам, украшающим интерьер. Многие пользовались духами только по праздникам и в торжественных случаях, парфюмерная продукция была для женщин очень желанным подарком. Надо отдать должное, что советские флаконы для духов с притертыми точёными пробками до 60-х годов действительно выглядели довольно красиво. Кроме того, в СССР изготавливали изящные, миниатюрные, флакончики для театральных сумочек, украшенные металлической оплеткой, стразами и эмалью. А вот запахи, покорившие не только Россию, но и мир, безвозвратно остались в дореволюционном времени.
Ещё флакончики и крышечки от производителя: (Фото №3 из интернета как выглядела этикеточка с маками. На моём частично остались цветочки)
Нашел у себя фото из старых находок. Стальная баночка под вазелин от Главпарфюмер г.Николаев. Найдена в верховьях Мартыновского Оврага. Размер баночки такой же как у вазелина времен СССР периода 80х годов.
Тюбик зубной пасты от ТЖ. Найден в стрелковой ячейке на местах боев по 1941-42 году. Из особенностей - тюбик и крышка к нему сделаны не из алюминия как у немцев, а из какого то оловянного сплава. Прочитать название не представляется возможным - тюбик в плохом состоянии, но марка "ТЖ" на крышке читается отлично.
Нашлось такое вот фото, как по мне - из разряда нечастых. На фото - фронтовой парикмахер (женщина) освежает горячим полотенцем бойца (офицера РККА) после бритья. Отлично виден стоящий на столе флакон одеколона с частью читаемой этикетки. Видимо это прототип - Тройного Одеколона. Помимо всего прочего на столе присутствует карболитовая чашка и такой же стакан из набора для бритья. Увидеть все это на реальном военном фото считаю большой редкостью, в отличии от фото с такими же но копанными на местах боев в наше время предметами.