«Оборона Севастополя» (другое название — «Воскресший Севастополь», 1911 г.) — русский документально-игровой фильм о Крымской войне, одна из важнейших постановок в истории отечественной кинематографии. Первая русская полнометражная кинопостановка. Режиссёр: Александр Ханжонков В ролях: Андрей Громов, Николай Семёнов, Ольга Петрова-Званцева, Иван Мозжухин, Борис Горин-Горяинов, Борис Борисов, Пётр Бирюков, В. Аренцвари, Арсений Бибиков, Александра Гончарова, Владимир Максимов Выпущено: Российская Империя, 1911 год Первый русский военный фильм, постановка которого была осуществлена с высочайшего соизволения императора Николая II. По его распоряжению к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.Картина разыграна на Крымском полуострове в местах подлинных событий, с участием войск и флота. В эпизодах снимались местные жители и участники героической защиты Севастополя 1854—1855. Просмотр картины для императорской семьи состоялся 14 ноября 1911 года в Ливадии (Ялта). На спектакле также присутствовали придворные и офицеры частей войск, находящихся там, и императорской яхты "Штандарт". Премьера фильма состоялась в Большом зале Московской консерватории. Поскольку фильм был снят без звука, на премьеру был приглашён большой симфонический оркестр и огромный хор певчих. Результаты последовавших продаж копий превзошли все ожидания режиссёров и организаторов производства. Картина с бюджетом в 40 000 рублей не только окупила затраты, но и принесла фирме Ханжонкова солидную прибыль. «Оборона Севастополя» демонстрировалась в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение и даже звуковые «спецэффекты» — стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами (некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики, чтобы проветрить помещение от пороховых газов). В фильм включена документальная съёмка русских ветеранов Крымской войны возле орудий на бастионе. Бывшие рядовые, унтер-офицеры и сёстры милосердия по очереди подходят к камере, сверкая медалями — сначала женщины, затем мужчины, снимая фуражки.
Спасибо, Дружище! Посчастливилось посмотреть этот фильм еще несколько лет назад. Концовка вообще душещипательная (где ветераны по одному к кинокамере подходят). Меня, например, пробрало..... А, вот, немного инфы про режиссера этого фильма в советской действительности. Автор описывает события 42-43 года. ..... По дороге в Алупку проезжаем мимо знаменитой ялтинской киностудии, построенной еще до революции основателем русской кинопромышленности Ханжонковым. Когда-то здесь «крутились» фильмы с Верой Холодной, Мозжухиным, Полонским. С тех пор киностудия мало изменилась. К сожалению, нельзя того же сказать и о ее основателе. По тротуару, вдоль кино – студии, пожилая женщина, везет в кресле разбитого параличом старика. Это сам Ханжонков – отец русской кинопромышленности и бывший хозяин этой студии. Советская власть ограбила его. В советское время он был «лишенцем» – жалким парием социалистического государства. За что? За то, что он когда-то рискнул всем своим состоянием и вложил его в дело, сослужившее впоследствии хорошую службу самим большевикам? Коляска, подталкиваемая женой, везет ограбленного, нищего и больного старика мимо его бывшей киностудии, в которой еще недавно снималась очередная советская кинофальшивка и бодро звучали записываемые на пленку циничные слова: «….Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек….» На секунду старик Ханжонков поворачивает голову в сторону прячущейся в парке киностудии и всматривается в нее. А мы продолжаем наш путь в Алупку... Николай Февр. "Солнце восходит на западе".