Морские Охотники

Тема в разделе "ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ", создана пользователем Андрей Сергеевич, 24 авг 2016.

  1. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МАЛЫХ ОХОТНИКОВ ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ 1941 - 1944

    Выдержки из трудов Управления Боевой Подготовки Краснознаменного Черноморского Флота
    Автор трудов – Андрей Федорович Краснодубец

    Катера МО-4 Северного Флота.jpeg

    Об авторе;

    Краснодубец Андрей Федорович родился в 1918 году в селе Махаринцы Казатинского района Виницкой области в семье крестьянина.
    В 1932 году поступил в Казатинское фабрично-заводское училище железнодорожников по окончании которого работал слесарем в Киевском вагоноремонтном депо и одновременно учился на вечернем Киевском индустриальном рабфаке.

    В 1937 году по путевке комсомола направлен в Севастополь во 2-е Военно-Морское Училище им. П.С.Нахимова.
    Это был тогда первый набор курсантов нового училища. В 1941 году, в связи с началом Великой Отечественной Войны, досрочно выпущен из училища после чего активно участвовал в боевых действиях на Черном море в составе 1 и 2 дивизионов морских охотников ОВРа ГБ ЧФ Севастополя. Награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной Войны 1 и 2 степени, орденом Красной Звезды и медалями «За Оборону Одессы», «За Оборону Севастополя», «За Оборону Кавказа» и другими.
     
    Maya нравится это.
  2. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ВСТУПЛЕНИЕ

    Для больших кораблей Черноморского флота на Черном море не было равных противников.
    Они использовались в основном для огневой поддержки приморских флангов сухопутных фронтов, а так же в крупных десантных операциях.

    Основным противником надводных кораблей ЧФ была немецкая авиация.
    Имея слабую зенитную артиллерию, большие корабли сравнительно редко выходили в море без воздушного прикрытия. Основная тяжесть боевых действий на Черном море, особенно после сдачи Севастополя, легла на малые корабли – тральщики, малые охотники и торпедные катера. Больше всего досталось малым охотникам. Они использовались во всепогодных условиях зимой и летом. Малые или морские охотники, как их называли в обиходе, ежедневно, днем и ночью – всегда выходили в море. Ни один большой корабль или транспорт не выходил и не входил в порт или базу без охраны или проведения других мероприятий морскими охотниками. Такими мероприятиями были; предварительный поиск подводных лодок противника на подходах к базам, освещение минной обстановки на фарватерах, контрольное (профилактическое) бомбометание на фарватере, встреча транспортов у подходных точек фарватеров и проводка их по фарватеру в базу. Морские охотники несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали боевые корабли, высаживали разведгруппы и десанты на берег занятый противником, уничтожали донные неконтактные и плавающие мины.

    Служба на морских охотниках требовала от их экипажей боевого мастерства, героических усилий и огромного напряжения физических и моральных сил но не смотря на это, к большому сожалению роль и заслуги морских охотников в военной истории освещены крайне мало.
     
    Maya нравится это.
  3. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ МОРСКИХ ОХОТНИКОВ ЗА ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ

    История этого класса кораблей началась еще в Первую Мировую Войну.
    Широкомасштабное использование немцами подводных лодок на морских коммуникациях Англии заставило англичан создать противолодочные силы – суда ловушки, а позднее специальные небольшие суда вооруженные артиллерией с ныряющими снарядами и глубинными бомбами.

    В первое время эти суда могли обнаруживать противника только визуально. На этом и отрабатывалась практика борьбы с подводными лодками.
    При обнаружении подводной лодки открывали артиллерийский огонь и полным ходом шли на сближение для нанесения таранного удара и атаки глубинными бомбами. На входах в порты и базы выставлялись противолодочные сети.

    К концу Первой Мировой Войны англичане уже имели аппаратуру подводного обнаружения подводных лодок противника. Они же ввели систему конвоя транспортов. Немецким подводным лодкам приходилось прорывать корабельную линию охранения прежде чем атаковать транспорты. Немцы несли большие потери и не смогли в конечном итоге блокировать Англию с моря. Во многих странах воевавших с Германией на стороне Англии началось строительство сторожевых катеров предназначенных главным образом для борьбы с подводными лодками противника.

    В Советском Союзе этот класс кораблей появился во второй половине 30-х годов.
    Сторожевые катера были заявлены пограничными войсками. Для охраны большой протяженности морских границ требовались небольшие, быстроходные и хорошо вооруженные катера. В 1934 году под руководством конструктора Л.Л.Ермаша была завершена разработка проекта первого варианта малого охотника за подводными лодками типа МО-IV.
     
    Maya нравится это.
  4. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТТД КАТЕРА ТИПА МО-IV

    Водоизмещение – 56 т., наибольшая длинна – 26,9 м., наибольшая ширина – 4 м.,
    Высота борта по миделю – 2,7 м., осадка по миделю в полном грузу – 1,26 м, носом – 1,21 м, кормой с винтами – 1,48 м. Три авиационных двигателя «ГАМ-34БС», мощность каждого – 850 л.с. при 1850 об/мин. Наибольшая скорость – 24 узла., дальность плавания на полном ходу – 378 миль., дальность плавания экономичным ходом – 496 миль., автономность при запасе воды 600 литров – 10 суток.


    Малый Охотник Тип МО-IV.jpeg



    АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

    Две 45 мм полуавтоматические пушки с боекомплектом 660 снарядов.
    Два крупнокалиберных пулемета ДШК 12,7 мм на тумбах с 4040 патронами.
    Восемь больших глубинных бомб на специальных сбрасывателях по 165 кг. каждая и 24 малые глубинные бомбы на стеллажах по 35 кг. каждая.
    Для постановки дымовых завес – 6 дымовых шашек МДШ.

    РАДИОСВЯЗЬ

    Радиопередатчик «Бухта» и радиоприемник типа «КУБ-4М»

    НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

    Три компаса типа «ГГУ-5». Два из них находились на ходовом мостике и один – в ходовой рубке. Для поиска подводных лодок предназначались шумопеленгаторы типа «Посейдон» и «Цефей», а с 1942 года – гидроакустическая станция «Тамир-1».

    КОРПУС

    Деревянный. Обводы относительно узкокруглоскулого корпуса с развалом шпангоутов в носовой части, с подъемом днища в корме рассчитывались на поддержание полной скорости не только при штилевой погоде, но и при волнении моря до 4х баллов. Трехслойная обшивка из первосортной сосны имела подкрепление в виде часто поставленных стрингеров и стальных рамных шпангоутов через 1,5-2 метра.

    Личный состав – 26 человек, размещался в четырех и восьмиместных кубриках. Командир и помощник – в отдельных каютах. В кают-компании мягкие диваны превращались в шесть спальных мест. Имелся камбуз, там же размещался паровой котел для обогрева жилых помещений. Работал он на каменном угле и только во время стоянки в базе. Трехслойная обшивка корпуса создавала определенную живучесть, так как пулевые пробоины затягивались и вода через них без дополнительных заделок не поступала во внутрь корпуса. Значительная живучесть достигалась расположением большинства механизмов и систем ниже ватерлинии. В различных условиях состояния моря не было случаев разлома или опрокидывания катеров. Деревянные и легкие они легко держались на волне и стремительно кренились при бортовой качке. Одно из отличных качеств катеров – это возможность работы моторов на подводном выхлопе, что обеспечивало скрытный подход к берегу или другим целям во время выполнения различных боевых задач. При съемке со швартовых катер мог развивать малый ход уже через 30 сек., а полный ход – через 5 минут. Съемка с якоря занимала 2-3 минуты.
     
    Maya и Held нравится это.
  5. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Малый Охотник Черноморского Флота выходит из Стрелецкой бухты Севастополя.
    На заднем плане видны очертания Владимирского собора на Херсонесе.

    Малый Охотник Черноморского Флота Выходит из Стрелецкой Бухты Севастополя..png
     
    Maya нравится это.
  6. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ И ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ

    Катером, показавшим отличные мореходные и боевые качества в эксплуатации погранвойсками заинтересовался и Военно-Морской Флот.
    В 1937 году Военно-Морской Флот получил удачный по конструкции катер типа МО-IV с высокими мореходными качествами и большой живучестью.

    В 1939 году первые сторожевые катера (малые охотники за подводными лодками) типа МО-IV появились на Черноморском Флоте в составе ОВРа Главной базы ЧФ. Здесь был создан 1-й дивизион сторожевых катеров в количестве 14 единиц. Катера дивизиона отрабатывали задачи совместного плавания, тактического маневрирования, поиска и уничтожения подводных лодок противника, несения дозорной службы, отражение и уклонение от атак самолетов противника, расстрела плавающих мин.

    В первые дни Великой Отечественной Войны в состав Черноморского Флота были переданы катера пограничных войск.
    В частности, в состав ОВРа ГБ ЧФ было передано 12 катеров, из которых был сформирован 2-й дивизион сторожевых катеров. Передача сторожевых катеров произошла так же в Одессе, Новороссийске, Керчи, Батуми. Таким образом, в начале Великой Отечественной Войны на Черноморском Флоте было 7 дивизионов сторожевых катеров общей численностью 85 единиц. 1-й и 2-й дивизионы в Севастополе, 4-й дивизион в Новороссийске, 5-й дивизион в Одессе, 6-й дивизион в Керчи, 8-й дивизион в Батуми и 9-й дивизион – Азовская Флотилия. 3-й и 7-й дивизионы сторожевых катеров были укомплектованы катерами типа КМ (катера малые). Все эти катера вошли в состав Черноморского Флота и интенсивно использовались при обороне военно-морских баз. Особенно доставалось сторожевым катерам ОВРа Главной базы ЧФ Севастополя.

    Севастополь – один из городов Советского Союза, который в первую ночь войны подвергся нападению с воздуха. Однако Черноморский Флот был готов и организованно встретил нападение противника. Зенитная артиллерия береговых батарей и кораблей своевременно открыла огонь.

    Береговые наблюдательные посты заметили «парашютистов» спускающихся на внешнем рейде и два мощных взрыва на берегу.
    Один прогремел в районе ул.Щербака, другой – в районе памятника Затопленным Кораблям на Приморском бульваре. Утром, при анализе и оценке обстановки командир ОВРа контр-адмирал Фадеев В.Г. предположил что на фарватере Инкерманских створов на парашютах приводнились мины и приказал провести траление на внешнем рейде деревянными катерами МО. Три катера МО-011, МО-021 и МО-031 под командованием командира дивизиона капитан-лейтенанта В.Т. Гайко-Белана провели траление контактными тралами но ни одной мины не обнаружили. Однако, в 20 ч. 30 мин., в районе Карантинной бухты на Инкерманских створах подорвался на мине буксир СП-12, вся команда которого в составе 26 человек погибла. Далее, 24 июня на внешнем рейде подорвался 25-тонный плавкран. Затем, 1 июля подорвался ЭМ «Быстрый» при выходе из базы недалеко от бон. Получив серьезные повреждения он выбросился на мель.

    Стало ясно что противник ставит донные неконтактные мины неизвестного образца.
    Каждую ночь на Севастопольский рейд сбрасывались мины на парашютах. Командир ОВРа приказал ввести систему наблюдения за приводнявшимися минами. Для этой цели оборудовались береговые посты, а на рейде на ночь выставлялись катера МО, как плавучие посты наблюдения за приводнявшимися минами. В штабе ОВРа велась минная остановка. Координаты приводнения мин наносились на карту, а утром сообщались в штаб ОВРа. Места приводнения мин обвеховывались и опасные районы закрывались для плавания.
     
  7. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ И ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ

    26 июня 1941 года, перед возвращением отряда кораблей эскадры после набеговой операции на Румынский порт Констанца, три катера МО-011, МО-021 и МО-031 под командованием командира звена лейтенанта Глухова Д.А. (на МО-011) проводили контрольное бомбометание на фарватере Инкерманских створов. После трех сброшенных глубинных бомб с катера МО-011 прогремело четыре взрыва, причем четвертый был сильнее других. После таких результатов бомбометания командир ОВРа доложил командующему флотом адмиралу Октябрьскому Ф.С. Командующий флотом приказал немедленно приступить к уничтожению магнитных мин глубинными бомбами. С этого дня для морских охотников прибавилась еще одна боевая функция – уничтожение магнитных неконтактных мин. Командирам катеров давали место мины (широту и долготу). Командир должен был на полном ходу проходить над обвехованным местом мины сбрасывая при этом глубинные бомбы. Мина либо детонировала – взрывалась, либо выходила из строя. Часто мины рвались от прохождения над ними катера. Только большая скорость и малая длинна катера спасали от подрыва на донной мине. Взрыв мины оставался за кормой Морского Охотника, но при этом не обходилось без повреждений самого катера. Вылетали магнитные компасы из нактоузов, расходились швы деревянного корпуса, нарушалась центровка гребных валов, глохли моторы.

    Немецкие мины были коварными. После их сбрасывания они ложились на грунт и отрабатывали временной цикл. Это мог быть час, одни сутки или например десять суток. Только после этого включался магнитный или акустический замыкатель, который имел кратность от 1 до 21 цикла. Таким образом мины могли взрыватся только после прохождения над ними судов, в зависимости от настройки взрывателя.

    Между тем катера решали свои повседневные задачи. Перед выходом боевых кораблей или транспортов на фарватеры минных полей посылался катер для очищения фарватера от плавающих мин. При обнаружении таковых на фарватере их расстреливали или подрывали.

    Катера несли дозорную службу, конвоировали транспорты или эскортировали боевые корабли (чаще всего ПЛПЛ). Встречали идущие в Севастополь транспорты у походных точек фарватеров и провожали их через минные поля.

    Катера МО всегда находились в повышенной боевой готовности и, при необходимости, в любое время суток и любую погоду посылались на поиски экипажей, сбитых или потерпевших аварию самолетов, а так же подбирать экипажи терпящих бедствие транспортов или кораблей.
     
    Maya нравится это.
  8. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Малые морские охотники МО-4 в Севастополе.

    Малые Морские Охотники МО-4 в Севастополе.jpeg
     
    Maya нравится это.
  9. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ОБОРОНЕ ОДЕССЫ

    Для защиты морских перевозок, морских сообщений, с июня 1941 года на Черноморском театре военных действий вводилась система конвоев. Для конвоирования, охраны транспортов, использовались боевые корабли и сторожевые катера МО-IV. Особенно участились перевозки на линиях Севастополь-Одесса, Одесса-Феодосия, когда сухопутный фронт приближался к Одессе. В Одессу доставлялись военные грузы, а из Одессы вывозились народнохозяйственные грузы, техническое оборудование, зерно и другие товары, находившиеся на складах Одесского порта. Эти грузы вывозились в порты Феодосии и Новороссийска.

    В первые дни войны, из за нехватки сил охранения выделялся один СКА для охраны двух транспортов.
    Но когда немецкая авиация активизировала свои действия против транспортов, на каждый транспорт выделялось один или два катера. Немецкие самолеты, как правило одиночные, первое время смело атаковали транспорты, не обращая внимания на катера охранения, однако, после того как огнем артиллерии катеров были сбиты несколько самолетов, немецкие летчики на боевом курсе не выдерживали артиллерийского огня и сбрасывали бомбы бесприцельно, не нанося таким образом особого вреда транспортам.

    С каждым днем конвоирование транспортов в осажденную Одессу осложнялось.
    Особенно после установки дальнобойной немецкой артиллерии, которая обстреливала порт и транспорты входящие в порт. Вход в порт был возможен только в темное время суток или под прикрытием дымовой завесы. Для того что бы войти в порт Одесса в темное время суток, транспорты вышедшие из Севастополя заходили в Ак-Мечеть (Черноморск) и там отстаивались, а выходили в море с таким расчетом что бы подходить к Одессе ночью. Это снижало вероятность атак транспортов немецкой авиацией и обстрелов артиллерией противника. В дневное время транспорты в порту при погрузке или разгрузке обстреливались артиллерией и подвергались атакам самолетов. Несмотря на это, в последние дни обороны Одессы транспорты прорывались в порт и в дневное время. Для этого они следовали к маяку Большой Фонтан, а оттуда вдоль берега шли к выходным воротам под прикрытием отсекающей дымовой завесы, которую ставили катера охранения. Для охраны транспортов следующих в осажденную Одессу использовались так же быстроходные тральщики и эскадренные миноносцы. Для прикрытия конвоев с воздуха иногда использовалась истребительная авиация.
     
    Maya нравится это.
  10. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ

    Во время обороны Севастополя (с 28 октября 1941 года, по июль 1942 г.) в Стрелецкой бухте постоянно базировались 1-й и 2-й дивизионы сторожевых катеров (морских охотников).Они несли на себе основную тяжесть противолодочной и противоминной обороны главной базы ЧФ Севастополя. Катера использовались в ночное время как посты противоминного наблюдения на внешнем рейде базы. Катера периодически осматривали фарватер на минных полях и при обнаружении плавающих немецких мин – уничтожали их.

    Морские охотники встречали транспорты следовавшие в Севастополь у подходных точек фарватеров и провожали их в базу. Несли дозорную службу на подходах к Севастополю. Кроме того, катера осажденного Севастополя использовались для высадки диверсионных и разведывательных групп на побережье занятое противником.

    Так, 12 декабря 1941 года МО-022 высадил диверсионную группу на маяк Сарыч, а 16 декабря 1941 года, на двух катерах МО высадились две группы разведчиков в районе Феодосии. По тем временам такая задача была нелегкой. Нужно было незамеченными выйти из Севастополя, сделать незаметный (в темное время суток) переход в Феодосийский залив, высадить в указанное место разведчиков, до рассвета выйти из Феодосийского залива и благополучно, незамеченными противником вернутся в осажденный Севастополь. МО-022 под командованием капитан-лейтенанта Белика В.С. высадил разведчиков в районе селения Сарыголь, а МО-0141 под командованием лейтенанта Баженова С.Н. высадил разведчиков в районе Ильинского маяка. Эти две группы разведчиков принесли ценные данные для штаба флота, которые в дальнейшем были использованы при планировании высадки морского десанта в порт Феодосия.

    Кроме того, разведчикам удалось захватить в Феодосии так называемую «Зеленую Шкатулку», материалы которой были по возвращению группы немедленно отправлены в Москву, а в последствии использовались в качестве вещественного обвинения на Нюрнбергском процессе.
     
  11. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ

    Всего за 12,5 месяцев было выполнено 15 884 выхода и входа в главную базу ЧФ. Недаром МО называли тружениками моря.
    Так например, катера МО имели 22-26 ходовых дней в месяц. Это изматывало личный состав катеров участвующих в конвоях. Очень часто бывало так – конвой на рссвете уходит в базу, транспорт становится на разгрузку, а катер МО уходит в дозор. Вечером, когда транспорт снова уходит из базы, катер снова отправляется с ним в поход. Матросы и офицеры, уставшие и днями не евшие горячей пищи, вынужденно переносили все трудности и выполняли свой долг перед Севастополем. БТЩ и катера МО выходили в море практически в любую погоду.

    На Черноморском флоте первым Героем Советского Союза стал катерник, старший матрос Иван Карпович Голубец.
    Сторожевым катерам в Стрелецкой бухте в своей базе так же было не до отдыха, так как они часто подвергались налетам авиации противника и обстрелам его артиллерии. 25 марта 1942 года во время артиллерийского обстрела Стрелецкой бухты на МО-0121 возник пожар. Хоть команда и боролась с огнем он быстро распространялся по верхней палубе. На корме катера находилось 30 глубинных бомб. Иван Голубец увидел огонь приближавшийся к глубинным бомбам и своевременно оценил обстановку. Он успел сбросить большие бомбы с бомбосбрасывателя, однако малые бомбы (весом 35 кг.) нужно было сбрасывать в ручную. Не успев этого сделать матрос погиб от взрыва одной из них и детонации других. Подвиг Ивана Голубца заключается в том, что он пошел на риск в безвыходном положении. Он не был даже членом экипажа этого катера. Когда начался пожар он был на берегу, но когда увидел что другим стоящим рядом катерам угрожает опасность – они могли пострадать от взрыва и детонации бомб, бросился на горящий катер пытаясь изменить ситуацию.

    В июне 1942 года положение осажденного Севастополя становится критическим. Подвоз боеприпасов, горючего, пополнение живой силой проводилось подводными лодками, боевыми быстроходными кораблями и катерами – морскими охотниками.

    В двадцатых числах июня в Новороссийске сосредоточились Морские Охотники, торпедные катера и другие морские быстроходные средства. Было впечатление что готовится какая то десантная операция. Так как Новороссийск подвергался частым налетам авиации немцев, плав. средства были рассредоточены по разным причалам и бухтам за пределами порта. Одна из групп Морских Охотников находилась в готовности у мыса Утриш. В эту группу входило 18 катеров полностью заправленных горючим, боеприпасами, водой и провизией. 27 июня из штаба Новороссийской ВМБ поступило распоряжение – группе катеров из шести единиц в том числе и МО-052, выйти в море для встречи лидера «Ташкент» возвращавшегося из Севастополя. Через 15 минут отряд катеров держал курс в расчетную точку встречи. Сначала Морские Охотники обнаружили самолеты патрулирующие над кораблями, а немного позже увидели и лидер «Ташкент». С большим дифферентом на нос, с обгорелой кормой и надстройками лидер принимал буксирный конец от эскадренного миноносца «Сообразительный». Их охраняли торпедные катера, а в воздухе барражировали бомбардировщики ПЕ-2, выполнявшие функции истребителей. На верхней палубе теснились к корме гражданские. Впечатление было нерадостное. Катера вступили в ордер охранения и сопровождали лидер до Новороссийска. По прибытию в Новороссийск моряки-катерники увидели следы недавних налетов немецкой авиации. У Элеваторной пристани лежал на борту теплоход «Украина», у Лесной пристани торчали из воды мачты и надстройки эскадренного миноносца типа «Б», потоплен плавучий док и морской буксир, разрушен холодильник.

    Немецкие летчики уяснили как трудно атаковать объект охраняемый катерами-охотниками.
    Хорошая маневренность и сравнительно сильное вооружение при непрерывно растущем мастерстве экипажей сделали катера-охотники опасными для авиации противника. Немецкое командование стало поручать нанесение ударов специально по катерам-охотникам как самостоятельную задачу значительным группам бомбардировщиков. Особенно это проявилось при блокаде Севастополя. Немецкие самолеты атаковали и катера и большие корабли с одинаковой силой. При этом большие корабли несли гораздо большие потери чем малые.
     
    Maya нравится это.
  12. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Сторожевой катер МО-IV № 1012

    Сторожевой катер МО-IV №1012.jpeg
     
    Maya нравится это.
  13. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ

    1 июля из Новороссийска в Севастополь вышло 7 катеров под командованием командира 1-го звена 1-го дивизиона Морских Охотников капитан-лейтенанта Глухова Д.А. Глухов находился на МО-029, где командиром был лейтенант Анатолий Яковлев.

    Немецкая авиация обнаружив катера начала массированные атаки. Командир МО-029 лейтенант Яковлев погиб в этом бою.
    Командование катером принимает на себя Глухов. Катера прорвались в Севастополь, в бухту Камышовую, где всю ночь под огнем немцев вели посадку людей на катера. Утром на переходе в Новороссийск катера вновь подверглись атакам немецкой авиации. Морской Охотник МО-029 теряет ход – вышли из строя моторы. До Новороссийска его буксировал МО-014, где командиром был старший лейтенант Кузьмин. 2 июля под командованием командира 4-го дивизиона МО капитан-лейтенанта Алексея Захарова из Новороссийска в Севастополь вышли 7 охотников для эвакуации защитников Севастополя. Командир дивизиона находился на МО-0124, где командиром был лейтенант Валентин Климов. На переходе в светлое время суток катера непрерывно атаковала немецкая авиация, однако отряд дошел до Севастополя без потерь. Катера забирали людей с причала в районе 35-й батареи и при этом действовали самостоятельно. Загрузившиеся катера отходили отходили от берега и встречались на траверзе маяка Сарыч. Здесь их встретили немецкие торпедные катера. Противнику удалось потопить катер МО-0124. Погиб командир дивизиона и весь личный состав во главе с командиром. Катера МО-064, МО-084 с трудом отбиваясь от немецких катеров ночью а днем от немецкой авиации, возвратились в Новороссийск.

    В неравном бою сражался до последнего снаряда МО-0112 под командованием старшего лейтенанта Евдокима Коргуна.
    На борту катера находился генерал-майор Петр Георгиевич Новиков, капитан 2-го ранга Иван Антонович Заруба, политрук Евгений Звездкин, коммисар стрелковой дивизии А.Д.Хацкевич и другие командиры. 3 июля к 35-й батарее прорвались три Морских Охотника МО-015, МО-0125 и МО-052 под командованием командира звена Александра Скляра. Не имея возможности приблизится к берегу, катера подбирают людей прямо из воды. Отряд доставляет в Новороссийск значительное число бойцов и командиров. 4 июля четыре Морских Охотника МО-071, МО-074, МО-078 и МО-0115 вышли из Новороссийска в район 35-й батареи. Поход этих кораблей был крайне тяжелым, они непрерывно подвергались атакам авиации и торпедных катеров немцев. Этот отряд катеров был последним который прорвался в Севастополь.
     
    Maya нравится это.
  14. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Сборник военных фото по Морским Охотникам.
     

    Вложения:

    Maya и Летчик нравится это.
  15. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ОБОРОНЕ КАВКАЗА

    С падением Севастополя началась битва за Кавказ. Немецкая армия захватив Ростов-на-Дону, беспрепятственно двигалась на Северный Кавказ и 9 сентября 1942 года немцы оказались в Новороссийске.

    Черноморский флот оказался в очень тяжелом положении и на тот момент базировался только в двух портах Кавказа – Батуми и Поти. Нашим войскам удалось остановить продвижение немцев на восточной окраине Новороссийска в районе цементного завода, где образовалась линия фронта.

    Боевая деятельность Черноморского флота была направлена на содействие войскам сухопутного фронта, оборону приморских городов и военно-морских баз, обеспечение морских перевозок в интересах южного фланга Северо-Кавказского фронта.

    Главным образом флот осуществлял охрану коммуникаций, проходивших вдоль Кавказского побережья от Батуми до Геленджика. Геленджик являлся на тот момент передовой, прифронтовой базой флота через которую шли грузы, боеприпасы, провизия и горючее для фронта. Активная деятельность немецкой авиации являлась препятствием для использования больших кораблей, и задача флота по охране коммуникаций и военно-морских баз легла на базовые тральщики и малые охотники.

    Сутками МО находились в конвойном охранении. С приходом в базу, транспорты становились под разгрузку, а малые охотники отсылались в дозор. Несмотря на физические перегрузки в различных погодных условиях, экипажи Морских Охотников не снижали боевой готовности.
     
    Maya нравится это.
  16. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МО № 023

    МО № 023.jpg
     
    Maya нравится это.
  17. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В ОБОРОНЕ КАВКАЗА

    31 октября 1942 года морской буксир «Петраш» вел груженый ботболиндер из Геленджика в Поти в охранении двух катеров МО-018 и МО-058.
    В районе Туапсе конвой атаковали девять немецких самолетов.

    К 14 февраля 1942 года в оперативной зоне военно-морских баз участились перевозки немцев между портами Феодосия и Анапа.
    Катерникам была поставлена задача – боевой группе в составе БТЩ «Щит», МО-052 и МО-065 выйти в район мыс Чауда – Скала Камень Корабль у Керченского полуострова и уничтожать транспорты немцев обнаруженные в этом районе. На катерах которым была поставлена боевая задача были технические проблемы – плохие состояния корпусов, отсутствие леерных ограждений. В таком техническом состоянии выходить в открытое море в штормовых зимних условиях фактически было невозможно. Тем не менее катерникам было дано распоряжение пробоины в корпусах заделать а вместо лееров натянуть бросательные лини и выходить в море. С наступлением темноты ударная группа вышла в море. В штормовых условиях ночь прошла относительно спокойно – команда боролась с водой, которая проникала в форпик, камбуз и кубрик личного состава.

    Утром катера обнаружила немецкая авиация. С этого времени до наступления темноты Морские Охотники отбивались и уклонялись от атак одиночных самолетов противника. В штормовых условиях стрельба катерников по самолетам немцев была малоэффективной. Комендоры и пулеметчики больше держались за оружие что бы не вылететь за борт, чем вели прицельный огонь по самолету.

    БТЩ «Щит» своей 100 мм пушкой отпугивал самолеты, особенно черной шапкой дыма образующейся после разрыва шрапнельных снарядов.
    Весь день и всю ночь бушевал шторм. С наступлением темноты прекратились атаки самолетов и катера получили добро на возвращение в базу. Морские Охотники измотанные непрерывными атаками самолетов противника еле дотянули до Геленджика. Такие сложные задачи были не по силам катерам МО, а большие корабли командование берегло далеко на юге Поти и Батуми.

    В 1941-1942 годах основным противником на морских коммуникациях была все таже немецкая авиация.
    Но уже к 1943-1944 годам господство в воздухе немцы потеряли. Против наших конвоев начали действовать подводные лодки противника. Теперь для охраны одного транспорта или танкера требовалось до 12-16 кораблей охранения. Для охраны конвоев использовались сторожевые корабли, тральщики, большие и малые охотники. В 1944 году на Черноморский флот поступили большие охотники американской постройки, которые имели хорошую акустическую аппаратуру. Немецкие подводные лодки действовали методом свободной охоты.
     
    Maya нравится это.
  18. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В МОРСКИХ ДЕСАНТАХ

    За годы Великой Отечественной Войны Черноморский флот в интересах сухопутных войск высадил 26 морских десантов различного назначения.
    Оперативных – 4., тактических – 10., разведывательно диверсионных – 12.

    Высадка десантов как правило проводилась на необорудованное побережье и в порты занятые противником. Черноморский флот не располагал специальными высадочными средствами не только для пехоты, но и для техники. Для высадки десанта привлекались малые корабли – торпедные катера, малые охотники, катерные тральщики, мотоботы, суда промыслового и технического флота. При этом малые корабли выполняли задачу высадки первых бросков десанта для захвата плацдарма, а так же для высадки первого эшелона главных сил десанта.

    Первая высадка морского десанта Черноморским флотом была проведена 22 сентября 1941 года в районе села Григорьевка Одесской области. Для оказания помощи осажденной Одессе и главным образом для уничтожения дальнобойной артиллерии обстреливающей порт, штабом Черноморского флота был разработан план и проведена высадка десанта в составе полка морской пехоты. Высадку морского десанта предполагалось осуществить с крейсеров и эсминцев высадочными средствами Одесской ВМБ.

    22 сентября 1941 года крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ», эскадренные миноносцы «Бойкий» и «Безупречный» подошли к месту высадки, однако к этому времени отряд высадочных средств не прибыл из Одессы. Состав отряда; канонерская лодка «Красная Грузия», 1 буксир, 22 катера МО и 16 баркасов. Было принято решение высаживать десант на берег баркасами с кораблей. Отряд высадочных средств подошел с опозданием. Канонерская лодка «Красная Грузия» подошла к борту крейсера «Красный Крым», приняла на борт десант и ушла в сторону берега, однако из за малой глубины близко к берегу подойти не смогла. Вся тяжесть высадки десанта легла на малые охотники, которые перевозили десант не только с крейсеров и эскадренных миноносцев, но и с канонерской лодки. В результате почти внезапного удара была захвачена дальнобойная артиллерия и уничтожено большое количество пехоты противника.
     
  19. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
  20. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В МОРСКИХ ДЕСАНТАХ

    В конце декабря 1941 года проводилась Керченско-Феодосийская десантная операция. Цель операции – разгромить Керченскую группировку немцев, оказать помощь осажденному Севастополю, создать условия для последующего освобождения Крыма. Для подготовки к десантной операции из Севастополя в Новороссийск были перебазированы малые охотники 1-го и 2-го дивизионов. В Новороссийск прибыли так же малые охотники 8-го дивизиона МО из Батуми. Малые охотники готовились к высадке первого броска штурмовых групп непосредственно на причалы порта. На всех направлениях Керченско-Феодосийской операции участвовали малые охотники Азовской флотилии, Керченской ВМБ, Новороссийского 4-го дивизиона, 1-го и 2-го дивизиона ОВРа осажденного Севастополя.

    По плану операции передовой отряд должен высаживаться непосредственно в порт на причалы с боевых кораьлей. На малые охотники возлагалась задача – подорвать боны, открыть вход в порт и высадить на причалы порта штурмовые группы морской пехоты. Тем самым обеспечить вход и швартовку боевых кораблей в порту.

    Боевые корабли с десантом, в охранении катеров МО незамеченными подошли к Феодосии и в 3 часа 48 минут 29 декабря 1941 года по сигналу флагмана крейсеры «Красный Кавказ», «Красный Крым», эскадренные миноносцы «Незаможник», «Железняков» и «Шаумян» открыли огонь по Феодосии. Катера МО-064 и МО-074 подорвали боновое заграждение входа в порт и дали сигнал; «Вход в порт открыт». По окончании артподготовки, по сигналу флагмана морские охотники пошли на прорыв.

    Первым в порт Феодосия ворвался МО-0131 под командованием лейтенанта Черняка. Высаженные им десантники захватили маяк на оконечности мола, зажгли его чем облегчили кораблям вход в порт.

    Вторым в порт ворвался МО-0134 под командованием лейтенанта Власова, на котором находился командир высадочных средств капитан-лейтенант Иванов. Вслед за ним шел МО-052 под командованием лейтенанта Селиванова. На катера обрушился град снарядов и пуль. На МО-052 был тяжело ранен командир Командование катером берет на себя его помощник лейтенант Радченко и ведет катер к причалу. Помощник командира так же получает ранение но мостика не покидает и через некоторое время швартует катер к пирсу. Высадив десант, этот офицер вывел катер из порта и после перевязки раны принял на борт с крейсера новый десант и вновь ушел в сторону уже горящего порта.

    Катера МО-051, МО-061, МО-032, МО-058, МО-31, МО-068, МО-014 и МО-063, а так же тральщики «Щит», Т-16 успешно высадили десант в порт. Только после того, как командир высадочных средств доложил; «Причалы и порт очищены от противника», в 4 часа 40 минут в порт вошел эскадренный миноносец «Шаумян». Под артиллерийским огнем противника высадку десанта закончил за 20 минут. Имел повреждения и жертвы. Вторым, в 4 часа 58 минут в порт вошел эскадренный миноносец «Незаможник». При швартовке он на полном ходу врезался в стенку причала, свернул нос и получил серьезные повреждения корпуса. При этом придавил МО-0131, который имея повреждения, не имея хода стоял у причала. Позже к молу с внешней стороны подошел крейсер «Красный Кавказ» и высадил на мол войска. С остальных боевых кораблей десант перевозился в порт малыми охотниками.

    В отряд охранения транспортов и боевых кораблей входили;
    БТЩ «Трал», «Груз», «Защитник», «Взрыв», МО-012, МО-022, МО-42, МО-0102, МО-094, МО-095, МО-0111, МО-0121.
     
  21. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В МОРСКИХ ДЕСАНТАХ

    На других участках высадки десанта на Керченский полуостров, которые проводились раньше Феодосийского, 26 декабря 1941 года в районе мыса Зюк, участвовали малые охотники Азовской флотилии.

    При высадке десанта на восточное побережье Керченского полуострова в районе Камыш- Бурун – Эльтиген, катера 4-го Новороссийского и 8-го Батумского дивизионов высадили штурмовые группы в порт Камыш-Бурун. Особенно отличились командиры МО-018 лейтенант Дьяченко, командир МО-084 лейтенант Кривоносов, командир МО-0143 старший лейтенант Леднев.

    В результате высадки десантов наши войска заняли Керчь и Феодосию. Образовался Крымский фронт. Планировалась операция по освобождению Крыма. Главные удары предполагалось нанести на Джанкой и Симферополь. Черноморский флот высадкой десанта в Евпатории отвлекал бы немецкие силы от восточной части Крыма.

    Высадка десанта в Евпаторию проводилась 5 января 1942 года. Большие корабли в высадке этого десанта не участвовали. Высадка тактического десанта в Евпаторию выполнялась кораблями ОВРа.

    Для высадки первого эшелона были выделены;

    БТЩ «Взрыватель», буксир СП-14, МО-041, МО-081, МО-062, МО-0102, МО-036, МО-0105, МО-0125. Высадка штурмовой группы для немцев оказалась внезапной и неожиданной. Морские пехотинцы захватили порт и часть города. Основные силы находились на буксире и тральщике. Когда они начали высадку, немцы пришли в себя и открыли артиллерийский и минометный огонь. Корабли были вынуждены отойти от причала.

    На рассвете появилась немецкая авиация. Ее налеты продолжались весь день. Связь с берегом была нарушена. Буксир СП-14 получил повреждения, а капитан Сапега был убит. Погиб командир МО-041 лейтенант Чулков. БТЩ «Взрыватель» потерял управление и сел на мель. Весь командный состав тральщика, в том числе командир капитан-лейтенант Трясцин и командир высадки капитан 2-го ранга Буслаев погибли.

    В живых остался только командир БЧ-2 Злотников, который до последнего снаряда пытался отбиваться от немецких самоходок, которые вели огонь с берега по поврежденному кораблю. Две попытки высадить второй эшелон десанта с привлечением лидера «Ташкент» и эскадренного миноносца «Смышленый» не удались из за плохой погоды и сильного сопротивления немцев. Десант первого эшелона почти весь полностью погиб. Лишь несколько человек прорвались к партизанам и четверо прорвались через линию фронта в Севастополь.
     
  22. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    Малый сторожевой корабль (МО)

    Малый Сторожевой Корабль (МО).jpg
     
  23. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    МОРСКИЕ ОХОТНИКИ В МОРСКИХ ДЕСАНТАХ

    15 января наши войска оставили Феодосию, что серьезно ухудшило положение Крымского фронта. Для содействия фронту Черноморский флот начал планировать высадку десанта в Судак. В ночь на 16 января 1942 года под прикрытием отряда корабельной поддержки в составе линкора «Парижская Коммуна», эскадренного миноносца «Безупречный», эскадренного миноносца «Железняков», с боевых кораблей крейсера «Красный Крым», эскадренного миноносца «Сообразительный», эскадренного миноносца «Шаумян», канонерской лодки «Красный Аджаристан» и шести катеров МО-022, МО-051, МО-092, МО-0141, МО-014, МО-034 Черноморский флот должен был высадить тактический десант в составе 226 полка майора Селихова.

    15 января 1942 года в 23 часа 45 минут корабли огневой поддержки открыли огонь по району высадки – Судакскому пляжу. Линкор «Парижская Коммуна» вел огонь по скоплению противника в районе Старого Крыма. Ночная стрельба линкора из 12-ти дюймовых пушек главного калибра – грандиозное по масштабу и красоте зрелище. В 00 часов 30 минут катера МО двинулись к берегу. Малая глубина на пляже не позволила высаживать десант на берег. Десантники высаживались через трап, который устанавливался на носу катера и удерживался на плечах матросов из состава команды стоявших по пояс в холодной воде. Это были сигнальщик Галюк и минер Дмитричев. Еще два матроса – Сазиков и Черноморец страховали прыжки десантников с трапа на берег. После высадки десанта первого броска катера МО перевозили десантников с крейсера «Красный Крым», который стоял на якоре на рейде.

    Попытка немцев помешать высадке артиллерийским и пулеметным огнем быстро ликвидировалась корабельной артиллерией отряда поддержки. К 6 часам утра высадка десанта была завершена. Большие корабли покинули рейд. Малые охотники оставались на месте до рассвета, приняли раненых десантников на борт, после чего получили приказ догнать тихоходную канонерскую лодку «Красный Аджаристан» и сопровождать ее до Новороссийска. Когда катера догнали канонерскую лодку эскадренный миноносец «Сообразительный» увеличил скорость и скрылся за горизонтом. Противник не оказал существенного сопротивления десанту, так как немцы в тот момент наступали на Феодосию. Войска Крымского фронта отступали на Керченский полуостров. В таких условиях высаженный десант не мог влиять на обстановку и вынужден был перейти к обороне. В связи с тем, что Судакский десант не имел успеха, командование фронтом решает усилить его.

    24 января 1942 года отряд кораблей в составе крейсера «Красный Крым», эскадренного миноносца «Шаумян», БТЩ № 16, четырех катеров МО (012, 022, 092, 064)вышел из Новороссийска. Отряд огневой поддержки состоял из двух эскадренных миноносцев «Сообразительный» и «Безупречный». В состав десанта входили морская пехота (первый бросок 150 человек) и 554 полк 138 горнострелковой дивизии. В ночь на 25 января катера МО высадили первый бросок морской пехоты, а затем перевезли десант с боевых кораблей.

    Однако и этот десант не улучшил обстановку.
    Будучи оторванными от основных сил фронта, не перешедших в наступление, оба полка оказались в тяжелом положении. Вновь,только малой части бойцов удалось выжить и прорваться к партизанам или своим войскам. Большая часть десанта либо погибла либо попала в плен.
     
  24. Андрей Сергеевич

    Андрей Сергеевич Администратор Команда форума

    Регистрация:
    18 ноя 2014
    Сообщения:
    11.070
    Симпатии:
    28.877
    Баллы:
    120
    Адрес:
    Севастополь
    КАТЕРА МО В БОЯХ ЗА НОВОРОССИЙСК

    Летом 1943 года началось общее стратегическое наступление наших войск. Первым этапом освобождения Кубани на южном фланге сухопутного фронта была Новороссийско-Таманская наступательная операция. Главный удар наносился в районе Новороссийска с целью освобождения города. По плану разработанному Кавказским фронтом и Черноморским флотом освобождение Новороссийска осуществлялось высадкой морского десанта непосредственно в порт Новороссийск с одновременным наступлением 18-й Армии. Новороссийская десантная операция началась 10 сентября 1943 года. Десант в Новороссийск высаживался тремя отрядами высадочных средств, состоящих из катеров МО, мотоботов и торпедных катеров.

    1-й отряд высаживал 255-ю Краснознаменную бригаду морской пехоты на участке от мыса Любви до холодильника. Отряд состоял из 11 малых охотников, 9 катерных тральщиков, 10 мотобаркасов и 8 мотоботов. На участке от каботажной пристани до Холодильника должны были высаживать десант катера 4-го дивизиона МО. Поставленная задача решалась с прорывом в порт. 2-й отряд высаживал 393-й отдельный батальон морской пехоты на участке от Лесной до Старопассажирской пристани. Отряд состоял из 7 малых охотников и 8 мотоботов. 3-й отряд высаживал 139-й стрелковый полк на восточный берег порта от Старопассажирской пристани до Восточного мола. В его состав входило 6 малых охотников, 2 рейдовых катера и 10 мотоботов. Для обеспечения высадки десанта привлекались торпедные катера задачей которых было торпедировать мол, причалы в порту а так же ДОТы у уреза воды.

    Штурм Новороссийска начался с артподготовки, которую выполнили батареи береговой обороны и армейские батареи.
    Перед окончанием артподготовки торпедные катера нанесли удары торпедами уничтожив тем самым некоторое количество ДОТов и ДЗОТов противника. Малые охотники с десантом, находясь на исходной линии, ждали сигнала. Как только торпедные катера выпустили торпеды с целью пробить проходы в волноломах, одна из торпед попала в борт МО-081. К счастью, из за того что торпеда была выпущена с близкого расстояния и не успела отработать вертушка безопасности, торпеда не взорвалась. Тем не менее торпеда пробила борт и половина боевого зарядного отделения оказалась в моторном отделении катера, затрудняя его маневрирование. Вначале командир не понял в чем дело, но доклад из моторного отделения прояснил обстановку. Командир принял решение аккуратно вытолкнуть торпеду обратно и заделать пробоину. Как только мотористы это сделали катер дал ход в направлении порта и успешно высадил штаб батальона который на нем находился. Катер МО-0111 был вторым в отряде. Заметив подозрительные маневры флагмана, он обошел его и полным ходом пошел к Старопассажирской пристани. Прямо с причала по катеру ударил крупнокалиберный пулемет. Вторым выстрелом из носовой пушки эта огневая точка была подавлена. Малый охотник прорвался к причалу. Десантникам высадившимся с катера пришлось прямо на причале вступить в рукопашную схватку с противником. После высадки десанта катер ушел под обстрелом обратно на выход из порта.

    При входе в порт был убит командир МО-0108 старший лейтенант Кошелев. Падая, он навалился на штурвал в результате чего катер, описывая циркуляцию, на полном ходу врезался в борт МО-0141. Его командир, старший лейтенант Баженов, под огнем противника не сразу заметил опасный маневр МО-0108 и не успел увернутся от удара. В пробитый борт катера пошла вода. На переднем ходу дифферент на нос охотника увеличивался, и палуба носовой части уходила под воду. Командир оценил обстановку и перевел машинный телеграф на «Полный назад» и на полном заднем ходу с помощью машин развернул охотник, кормой подошел к причалу и высадил десант. Из Новороссийска МО-0141 вышел с помощью мотобота задним ходом.

    Вторая ночь была тяжелой для катерников. Немцы весь огонь артиллерии сконцентрировали на входных воротах. Порт освещался, а вход был пристрелян артиллерией и минометами. Во вторую ночь было много потерь. Погиб МО-084 со всей командой. В третью ночь в порт Новороссийск смогли прорваться только мотоботы. Катера которые имели повреждения еще в первую ночь ушли на ремонтную базу, где в их честь была устроена торжественная встреча в порту Поти. При входе охотников в порт их приветствовали большие корабли, выстроив свои команды по большому сбору.

    16 сентября 1943 года, днем, в 16.00 три катера МО с десантниками на борту вошли в порт Новороссийск. Немцы встретили катера орудийным и минометным огнем. На полном ходу катера прошли через разрывы у входных ворот и акватории порта. Десант был высажен на причал, но оставаться у него было опасно.
    На катерах появились раненые и убитые. Катерам пришлось отойти от причала и укрыться за теплоходом «Украина» который лежал на борту у Элеваторной пристани. Удерживаясь отпорными крюками за простреленный борт теплохода, катер оставался в мертвой зоне до которой не доставали снаряды. Когда было получено разрешение на выход из порта, катера на полном ходу, переменными курсами, преодолевая стену из разрывов снарядов у входных ворот вырвались из порта. Вечером 16 сентября 1943 года Москва салютовала освободителям Новороссийска.
     

Поделиться этой страницей