28.10.17г. ПО "Азимут" ООД "Поисковое Движение России" обнаружил место падения советского самолёта, предположительно истребителя в районе села Карань (совр. Флотское). 29.10.2017г. ПО "Защитник Отечества" ООД "Поисковое Движение России" произвел дообследование места падения.
Стало ясно самолёт советский, периода освобождения Севастополя, лётчик погиб вместе с машиной. Боекомплект: 12,7 мм, 20мм (ШВАК)
Нашлась вот такая информация: ..."Вы, кстати, только мелкие обломки нашли, насколько я помню, части двигателя от него еще ВМСУ выкопали, и некоторые останки пилота тоже... ... Есть в Севастополе бывший замначальника УМВД Гаврилюк Виктор Иванович, он должен быть в курсе, тогда части двигателя от ЛАГГ-а в приемку металла привезли, а ВМСУ на месте части останков выкопали." ...он еще вроде в Ленинском был, 2000-й где-то или рядом. Оружие самолета и пистолет летчика точно ВМСУ выкапывало." "....Ну по номеру пистолета тогда часть и имя установили, вроде по номерам вооружения тоже. А копателям срок влепили, но небольшой, насколько я помню. У ТТ хорошо на стволике номер сохраняется. УМВД Украины по Ленинскому району Севастополя совместно с ВМСУ. Не могло же там два самолета лежать и ваш без двигателя и лётчика. Поисковики?, да в те годы только две конторы там было, обе барыжные, немцам хабар продавали, а остальное чёрные копатели им продавали. Одна в Камышах, вторая в районе Детского комплекса. ... винт трехлопастной с коком от него лежали на причале в Стрелецкой, со стороны Фадеева, у одной из этих барыжных контор. Они там арендовали причал..."
Сегодня посетили место падения ЛАГГ-3. Нашли второй наушник со шлемофона, "гашетку", кусок брони, какой-то агрегат с номерами и множество алюминиевых фрагментов (пока ещё не отмыты).
Вот, что пишут эксперты: "по 10.11.43 926 иап передал в САМ-256 ЛаГГ-3 №2732 с мотором 4133 Но еще на 1.10.1943 №2732 был в САМ-256 по 22.11.1943 в 4 ВА около 20 ЛаГГ- 3 с номерами типа 2ХХХ, в т.ч. 2732 были списаны по акту. если это был номер того самолета, то как запчасть использовали"
Всё сложно, вот пишет эксперт linnet: "В списках 8 ВА на 1.1.44 и 1.4.44 мотора 4-2295 нет. Похожий 4-2395 встречается и 1.7.44, так что это не ошибка. В списках на 1.5.44 230 шад - 979 иап и 863 иап такого номера мотора нет. В списках на 1.5.44 214 шад - 805 шап такого номера мотора нет В списках на 1.5.44 229 иад - 42 гиап, 159 гиап, 163 гиап, 790 иап такого номера мотора нет Вроде бы и в мае 1944 нет такого номера мотора в частях 8 ВА в потерях и в целом в движении." В июне 1943 г. мотор М-105ПФ 4-2295 стоял на ЛАГГ-3 № 6057 из состава 979 ИАП В 230 шап (в которой 979 иап) 6.7.1943 поступил ЛаГГ-3 № 6057 из 14 ПАМ 4 ВА, отдельным списком в тот же день поступил мотор 2295 из 14 ПАМ 4 ВА 15.7.43 мотор 2295 убыл в 48 ПАРМ-3. В тот же день туда же отдельным списком самолетов убыл только ЛаГГ-3 №6099 19.8.43 в 230 шад поступил ЛаГГ-3 №6099 из 48 ПАРМ-3 с ДРУГИМ мотором пропустим... 979 иап 6.11.1943 прибыл мотор 4-2295 от 163 завода 6.11.1943 поступил самолет ЛаГГ-3 №6057 от 163 завода (№6099 - 5.11.43) 20.11.1943 убыл мотор №4-2295 в 706 БАО 20.11.1943 самолетов в 706 БАО не отправляли. №6057 списан 15.11.1943 на 1.1.1944 в 979 иап не было мотора 4-2295 на 1.10.1943 мотор №4-2295 был в составе 979 иап 30.10.1943 мотор №4-2295 отправлен на завод 163, в тот же день туда отправили самолеты 6057 и 6099 + мотор 325-54 Выше я сообщал, что "20.11.1943 убыл мотор №4-2295 в 706 БАО" из бумаг 979 иап в отчете 230 шад 20.11.1943 убыл мотор №4-2295 в 28 РАБ (в декабре 1943 979 иап отправил в 706 БАО №6099 с №325-54 ) - т.е. 4-2295 вернулся 6.11.43 из ремонта на самолете 6057. ЛаГГ-3 №6057 ЗА противника пробито ложное корыто и откачивающая масломагистраль мотора - масло в бак не откачивалось, а сливалось из картера наружу - упало давление масла, винт перешел на большой шаг. Лечтик сел вынужденно на фюзеляж в р-не хутора Уташ. Самолет разбит и ремонту не подлежит. Мотор подлежит ремонту в САМ. Самолет списать. Инс. свидетельство 230 шад от 15.11.43 мотор (не указана привязка к самолету) сдан в 706 бао. На 1.1.1944 в 4ВА не было мотора №4-2295, но был просто 2295 в 256 САМ был также похожий 4-2285 в 141 ПАРМ-3. Примерно в середине февраля 1944 мотор 4-2285 потерян в воздушном бою. На каком типе самолета стоял, неизвестно. В списке моторов по 4 ВА №4-2285 числится как прибывший 15.6.43 из 14 ПАМ и как потерянный 14.2.1944. ВОТ НАШЕЛ: 4-2295 был списан инспекторским свидетельством 4 ВА по 6.1.1944. Соседние списанные моторы тоже были на 1.1.44 в 256 САМ. Очевидно, после этого пошел на запчасти. Найденную деталь с номером 4-2295 могли поставить на ремонтный мотор, который могли отправить не обязательно в 979 иап, а в любой из полков с моторами М-105пф. Причем снять и переставить найденную деталь с родного мотора в реморганах могли не только после списания мотора в начале января 1944 г, но и во время из любого предыдущего ремонта в 1943 году, что окончательно запутывает картину."
Нет! будем искать подходящие под период гибели самолёта номера. Ведь по боекомплекту если судить, то потерян он в 1944 году. а деталь с найденным номером - фрагмент улитки нагнетателя.